Вундеркиндер: Учимся читать. С пеленок?

Автор: ThePetersburgLife.ru - все о жизни в мегаполисе!
Размещена: 07.09.2011 в 23:06
Просмотров: 3427
Все статьи раздела
Все статьи портала
Добавить статью

Как часто мама хочет доказать семье, друзьям, школе, миру (и так далее в зависимости от масштабов амбиций), «что может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов» воспитать. И в помощь таким энергичным сегодня сплошь пособия по раннему развитию детей. А так ли это нужно? И потом- какую методику выбрать?

«В настоящее время существует большое количество различных методик раннего развития детей, - рассказывает невролог Виолетта Иванова. – Однако, многие родители отдают предпочтение старым способам обучения, от букв к слогам и словам, по традиционным азбукам и букварям. Но изучить все буквы – еще не означает научиться читать, и именно этот факт выдвигают как аргумент противники обучения с использованием азбуки.

Выбор специальной методики зависит исключительно от личных предпочтений и осведомленности родителей. Что касается времени начала обучения, мнения резко расходятся. Часть психологов доказывает, что до трех лет происходит закладывание основ всех знаний, в том числе чтения и счета, поэтому, чем раньше начато обучение, (к примеру рекомендуемый возраст обучения по методике Домана-Маниченко – практически с рождения), тем качественнее будет заложенная для дальнейшего развития интеллектуальная база. Другая же группа психологов убеждена, что нельзя обучать ребенка сложным знаковым системам, если он еще не говорит предложениями, у него не сформирована четкая пространственная ориентация, он недостаточно освоил фонемы родного языка, а также не прошел стадию символической игры, то есть, раньше 5-7 лет. Популярная в настоящее время методика Николая Зайцева предполагает для начала обучения некий «средний» возрастной интервал. Считается, что по кубикам Зайцева можно начинать заниматься с 2-х лет, однако только к 3-4 годам настает время активной умственной работы, когда у детей созревает осознанный интерес к чтению».

Методика Глена Домана

Метод, предложенный Гленом Доманом, носит название «глобальное чтение». Суть его в том, что ребенок учится читать не по слогам и не по буквам, а словами сразу. Слова написаны на карточках определенного размера. Каждому соответствует картинка, четко и лаконично отражающая значение. Затем постепенно ребенку показывают словосочетания, предложения, позже идет переход к книгам. Каждое занятие строго регламентировано по времени и периодичности. В Европе этот метод был известен еще задолго до Глена Домана. Новаторство ученого заключалось в том, что он предложил такую форму обучения адаптировать под трехмесячных детей. Цель – воспитать ребенка гения, эрудированного, всесторонне развитого. Эдакую ходячую энциклопедию.

«Методика Глена Домана включает не только раннее обучение чтению и счету, но также активное физическое и всестороннее интеллектуальное развитие, раннее обучение иностранным языкам, - продолжает Виолетта Андреевна Иванова, детский невролог. – Система обучения чтению строго регламентирует использованный материал – карточки, которые имеют определенные размеры, а также различный цвет шрифта для разных этапов обучения. Занятия проводятся 3-4 раза в день, длительность их от нескольких секунд в начале, до нескольких минут - это для сохранения активного внимания ребенка. Причем занятия следует заканчивать немногим раньше того времени, когда интерес ребенка будет исчерпан. Таким образом, постоянно сохраняется интрига и стимулируется жажда познания. Противники этой методики считают, что она приемлема для английского языка, для которого первоначально создавалась, но непригодна для русского языка с его богатством меняющихся окончаний. Однако, это не мешает ей набирать популярность».

Однако другие считают, что методика не работает. И вправду, если вносить самодеятельность в обучение: например, пропускать занятия или показывать карточку не на том расстоянии (подумаешь, ребенок же всё равно смотрит!), то впоследствии ожидаемых результатов мама не видит. Кроме того, психологи утверждают, здесь становится пассивным субъектом обучения, у него нет возможности и, собственно, необходимости проявления самостоятельности, инициативы.

Методика Николая Зайцева

Суть методики Николая Зайцева заключается в том, что ребенок начинает учиться читать не по буквам, не по слогам, а по складам. Склад – это пара согласный+гласный, или просто одна буква. Слово, разбитое на склады, лучше воспринимается на слух, звучание проще соотнести с написанным. Например: О-А-ЗИС, А-И-С-Т. Кроме того, кубики имеют свое звучание – соответственно ассоциативный ряд дополняют увиденные на кубиках буквенные комбинации. Кубики также отличаются по размеру, что соотносит склады с особенностями произношения. Например, комбинация «Ба» будет больше, чем «Бя». Таким образом визуализируется произношение.

Комментарий Виолетты Ивановой: « Кубики и таблицы вешают на стену. Самих кубиков 60, на каждой стороне кубика склад (согласный + гласный). Кубики делят на «железные» - склады со звонкими согласными, «золотые» - большие и маленькие по размеру кубики с гласными буквами, и «деревянные» - склады с глухими согласными. Кубики сами картонные, но отличает их наполнитель, который звенит крышечками от бутылок в «железных», шуршит жестью в «золотых» и гремит деревяшками в «деревянных». С кубиками и таблицами можно играть в разные игры, петь песенки, в зависимости от уровня развития ребенка. Противники методики утверждают, что научить ребенка читать по кубикам – легко, однако многие дети при этом не понимают смысла прочитанного текста, читая автоматически».

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори, итальянский педагог, доктор медицины, предлагает начинать обучение чтению с письма. Детки рисуют буквы, предварительно подготавливая ручки к письму (штрихуют, обводят различные фигурки). Затем объемные буквы проверяются на ощупь со всех сторон – пухлые и яркие мягкие буквы доставляют малышам огромное удовольствие. Далее идет составление слов из подвижного алфавита, затем их написание с параллельным чтением.

«Методика Марии Монтесори предполагает развитие всех способностей ребенка, для этого используют монтесори-пособия, развивающие самостоятельную познавательную деятельность, такие как шнуровки, лабиринты и пр., - продолжает Виолетта Иванова. – Для обучения буквам используют «шершавые буквы», которые одновременно со зрительным анализатором, стимулируют и сенсорные ощущения. Однако в системе Монтессори ребенок вначале учится писать, а потом читать, так как письмо, в котором участвуют моторные механизмы, легче, чем чтение, в которое вовлечен интеллект. Таким образом, Монтессори под чтением полагает не процесс узнавания букв и складывание их в слоги, слова и предложения, а понимание смысла прочитанного. К процессу письма малыш подходит с использованием других пособий, развивающих моторные навыки, а затем в какой-то момент начинает писать буквы на «бархатной» бумаге. Знакомство с каждым символом – трехступенчатое. На первом этапе показывают 2-3 буквы, на втором просят найти названную букву, а на третьем - ее назвать. Затем подключается «подвижный алфавит», набор букв, из которых ребенок может сложить слово и произнести, сопоставив каждому звуку символ».

Несомненным достоинством системы Марии Монтессори является гарантия того, что малышу будет интересно и весело. Все обучение – это игра. Еще один плюс - ребенок практически сразу начинает читать плавно, без разбивки по слогам. Активно развивается логическое, аналитическое мышление. Единственный минус – это сложность и громоздкость необходимых для обучения материалов. Самостоятельно дома сложно воспроизвести все атрибуты.

Скорочтение

Скорочтение – это особый навык чтения, который позволяет прочитывать тексты в 2-3 раза быстрее без потери смысла прочитанного. Суть его заключается в том, чтобы исключить проговаривание прочитанного слова про себя. То есть слово узнается, усваивается, но не произносится. Существует ряд упражнений, методик, развивающих скорость чтения, специальные курсы и пособия.

«Методика скорочтения актуальна как метод от 7 и старше, когда интегративные процессы в головном мозге уже достаточно созрели для анализа, - утверждает Виолетта Иванова, детский невролог. – Это безусловно полезный метод, позволяющий не только поглощать большие объемы информации в короткие сроки, но уметь понимать и пересказывать прочитанное своими словами. Для обучения этой методике предпочтительна работа с грамотным педагогом, знакомым с особенностями детской психологии».

Наталья Братикова, мама 6-тилетнего Павлика: «Навык скорочтения более полезен, наверное, взрослым людям, которым необходимо усваивать большие объемы информации в короткие сроки, или, студентам, например, которые за час до экзамена пытаются освоить курс лекций. Ребенка своего я не буду обучать этой методике. Меня родители выучили скорочтению в детстве. Сейчас я за пару часов проглатываю средние книги. Но при этом я упускаю из виду красоту речи автора, его стиль. Я машинально начинаю гнаться только за развитием сюжета, мой мозг на автомате выхватывает только ключевые сцены из описанного. Пейзажные зарисовки, интерьерные, легкие диалоги и пространные рассуждения проходят мимо меня, если я себя сознательно не заставляю читать медленно, вдумчиво и глубоко. Хотя, через какое-то количество страниц все равно переключаюсь на высокую скорость и начинаю читать по диагонали».

«Выбор какой-то одной методики развития ребенка из целого спектра того, что предлагается, лежит исключительно на его родителях, - подытожила свой комментарий детский невролог Виолетта Андреевна Иванова. - При этом желательно осознавать, что раннее развитие не предполагает искусственное создание вундеркинда – социофоба, которого можно показывать как «победу» некой отдельно взятой методики. Раннее развитие – это раскрытие и поддержка интересов заложенного в любом ребенке маленького гения».

Татьяна Буланова, певица, мама двоих сыновей: «Когда мой старшенький маленьким был, мы не нанимали ему ни нянек, ни гуврнанток. Читать он научился сам, в школе, очень легко и плавно. Ходил считывал все надписи на улицах. Был такой случай: идем с ним, гуляем, он произносит вслух: «Мо-ло-ко», «Гас-тро-ном. А потом такой, взглянув на исписанную стену одного из домов: «Шлю-хи». Тогда мы поняли, что он не по памяти воспроизводит слова, а именно читает (смеется – прим. ред). Второму сейчас 4 года. Я не вижу смысла специально кого-то нанимать в таком раннем возрасте. Я думаю, сам постепенно научится, когда в школу пойдет. Сейчас он очень хорошо воспринимает цифры: телефонные номера многие наизусть знает и распознает в моем мобильнике»

Алексей Сергиенко, йог, художник, бизнесмен, воспитывает шестерых детей: «Чтению детей обучает супруга. Я же их к спорту приобщаю, к здоровому образу жизни. Знаю, что года в 4 они начинают учить буквы, в 5-6 уже читают. Меня тоже учила читать мама. Пусть она сама вам об этом расскажет! Она рядом сейчас».

Нина Павловна, мама Алексея Сергиенко: «Когда Алексей был маленьким, было модно обучать детей по карточкам. Помню сказку «Коза-дереза» с ним учили: на каждой карточке написано по слову из сказки. Так и научились. В 5 лет взял книжку и прочел сам, правда ударения неправильно ставил. Но в целом, это очень хорошая методика, я считаю. Дети быстро схватывают. К тому же, чтение у нас никогда не было обязательным уроком, мы не заставляли ребенка. Оно всегда было для него и для нас увлекательной игрой».

Ирина, мама двоих дочерей: «Старшую дочь я учила читать по классической азбуке. Причем начали в школе, а дома занимались с ней дополнительно. Напротив всегда сидела младшая и внимательно следила, как мы учили алфавит, читали слова по слогам. И вот лет в 5 по-моему она, младшая, приходит к нам с мужем в комнату с книжкой в руках и начинает читать. Смотрим – а книжку она держит вверх ногами. У нас был шок. Сейчас это смешно, а тогда мы изумились. Плавно, не акцентируя внимание на том, что девочка читает немного странно и неправильно, мы ее переучили».

Источник: www.fontanka.ru

Топ-10: Новости

Все новости »

Топ-10: Статьи

Все статьи »

Топ-10: Афиша и анонсы

Вся афиша »
© «ThePetersburgLife.ru», 2010-2018

Ресурсы издательского дома DVSTYLE Media: www.themedicalnews.ru, www.thebeautynews.ru, www.fashionhome.ru, www.themoscowlife.ru, www.thepetersburglife.ru, www.dvstyle.com.ru

Цитирование материалов сайта возможно только с разрешения редакции и при наличии гиперссылки.

Редакция не несет ответственности за достоверное содержание информации в рекламных материалах.

Телефон/факс : +7 (495) 589-81-44; е-mail: info@thepetersburglife.ru, thepetersburglife@list.ru